К вопросу о ценности денег в отсутствие экономики

«Как я уже сказал, у меня было немного денег, серебра и золота, всего около тридцати шести фунтов стерлингов. Увы, они лежали, как жалкий, ни на что негодный хлам: мне было некуда их тратить. С радостью отдал бы я пригоршню этого металла за десяток трубок для табаку или ручную мельницу, чтобы размалывать свое зерно! Да что я! — я отдал бы все эти деньги за шестипенсовую пачку семян репы и моркови, за горсточку гороху и бобов или за бутылку чернил. Эти деньги не давали мне ни выгод, ни удовольствия. Так и лежали они у меня в шкафу и в дождливую погоду плесневели от сырости моей пещеры. И будь у меня полон шкаф брильянтов, они точно так же не имели бы для меня никакой цены, потому что были бы совершенно не нужны мне…»
(Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», 1719)

Очень хороший пример, объясняющий экономику. Образно говоря, ценность денег находится в зависимости от двух базовых вещей: от их количества и от круга проблем, которые с их помощью можно решить. Но в отсутствие самой экономики, не имеет значения ни то, ни другое.

Давайте посмотрим на Украину. Сейчас ситуация выглядит примерно так: те, кто в деньгах действительно нуждаются и при этом, могли бы быть драйверами экономического роста (например, малый и средний бизнес), фактически лишены какого-либо доступа к финансовым ресурсам. А в это время те, у кого деньги есть (например, субъекты э-декларирования, засветившие, на самом деле, лишь ничтожно малую часть всего коррупционного кэша), фактически не имеют ни личных способностей, ни соответствующей их же собственным интересам системы гарантий, позволившей бы им направить «все нажитое непосильным трудом» в эффективный экономический оборот.

Такая вот неожиданная аналогия. Можно иметь экономику без страны, но невозможно иметь страну без экономики. Просто такая страна неизбежно превращается «необитаемый остров»…

Роман Комыза

18.12.2016