Государь, характеру которого присущи все черты, свойственные тирану, не может быть правителем свободного народа

Декларация независимости США

Многим, наверное, хорошо знакомы некоторые цитаты, взятые из преамбулы к Декларации Независимости США. Некоторые даже читали этот исторический документ целиком. Но то, что стало историей, никогда не трогает так, как события реальной жизни, современником которых становишься ты сам…

Поразительно, насколько все то, что вошло в Декларацию от 4 июля 1776 года, провозгласившую независимость бывших британских колоний и суверенитет США, похоже на то, с чем мы имеем дело здесь и сейчас — в Украине в XXI веке. В этом смысле, самое интересное там как раз не в преамбуле, а в «мотивировочной» части. Этот «набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма», как будто, срисован с наших дней.

«Он» — это король Великобритании. Это, пожалуй, единственное, что напоминает о какой стране здесь идет речь. Вот лишь некоторые фразы, на которые сейчас просто невозможно не обратить внимание:

«Он отказывался давать свое согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага…»

«…неотложные и чрезвычайно важные законы… демонстративно оставлял… без всякого внимания…»

«Он созывал законодательные органы в непривычных и в неудобных местах… с единственной целью измором заставить их согласиться с предлагаемой им политикой»

«Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования…»

«Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию…»

«…утверждал их акты, претендовавшие стать законодательством и служившие:
— для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил…
— для прекращения нашей торговли со всеми частями света;
— для обложения нас налогами без нашего согласия;
— для лишения нас по многим судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных;
— для отзыва предоставленных нам хартий, отмены наших наиболее полезных законов и коренного изменения форм нашего правительства;
— для приостановления деятельности наших легислатур и присвоения себе полномочий законодательствовать вместо нас в самых различных случаях…»

«Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и лишал наших людей жизни…»

«Он в настоящий момент посылает к нам большую армию иностранных наемников с тем, чтобы окончательно посеять у нас смерть, разорение и установить тиранию, которые уже нашли свое выражение в фактах жестокости и вероломства, какие едва ли имели место даже в самые варварские времена, и абсолютно недостойны для главы цивилизованной нации…»

«Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола и семейного положения…»

«В ответ на эти притеснения мы каждый раз подавали петиции, составленные в самом сдержанном тоне, с просьбой о восстановлении наших прав: в ответ на наши повторные петиции следовали лишь новые несправедливости. Государь, характеру которого присущи все черты, свойственные тирану, не может быть правителем свободного народа…»

Читайте также: Слово «революция»: о его происхождении, значении и парадоксе смысла.

Роман Комыза

26.01.2014